Воспитание души

Нынче в обществе все чаще говорят  о том, что доброта, сопереживание и сочувствие уходят в прошлое. Ребенок оказывается не защищенным от агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино.

Это не отменяет  задачу вырастить человека – это осложняет ее. Мы полагаем, что нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие нравственно ценные качества необходимо с раннего возраста. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Благодаря музыке,  в человеке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка, как всякое искусство, должно помогать детям познавать мир, воспитывать не только их художественный вкус, и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувство дружбы к народам своей Родины .

Даже если мы не ставим перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности.

Установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. До сих пор бытует ошибочное мнение, что есть дети, лишенные музыкального слуха. На деле же оказывается, что все здоровые дети обладают музыкальным слухом, правда, музыкальным слухом и музыкальной памятью природа наделила всех по-разному.

Одному ребенку достаточно раз – другой услышать мелодию, чтобы верно повторить ее голосом, другому – несколько раз, чтобы правильно ее воспроизвести, а третий при таких же условиях воспроизведет ее неправильно, так как музыкальный слух у него не развит. Стоит однажды сказать такому ребенку «помолчи», и это может обернуться большой психологической травмой.

Учить музыке нужно всех детей и начинать учить, как можно, раньше.

Развитие музыкальных способностей, как и способностей вообще, у ребенка безгранично, а дошкольный возраст – самый благоприятный для создания фундамента всеобщего развития ребенка.

Нашим детям повезло. Исторически сложилось так, что постреволюционная Россия (потом Советский Союз) стала единственной страной в мире, где в дошкольных учреждениях работали и работают профессиональные педагоги – музыканты.

В расчете именно на них строились и строятся государственные программы не только музыкального, но во многом – и эстетического воспитания в целом. Музыкальный руководитель ведет все традиционные для детского сада, связанные с музыкой виды деятельности детей – слушание музыки, музыкальное движение, пение, оркестр, игру-драматизацию. Он писал и пишет сценарии, занимается дизайном зала и сам проводит многочисленные праздники, в структуре которых объединяются другие виды искусств – изобразительное, художественная литература, театр.

Решая огромный объем задач художественного и общего развития детей, музыкальный руководитель является уникальным, единственным в своем роде специалистом в дошкольном воспитании.

Известно, что музыкальное образование – самое трудоемкое и длительное. Для того, чтобы получить даже среднее специальное образование, надо учиться музыке 11 лет (7 лет муз. школа и 4 года муз. училище), высшее  – 16 лет. Это – беспрецедентно и связано со сложностью музыки как вида искусства и, соответственно,  с необходимостью формирования столь же сложной системы музыкальных способностей и исполнительских навыков у будущего педагога, а  затем с его помощью – у его воспитанников.

Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой пробуждаются интересы, увлечения.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича говорят о необходимости воспитания в человеке любви  к музыке, умения воспринимать ее.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие детей, очень важный и острый. Безусловно, здесь предпочтение должно быть отдано классической музыке. В новых программах она сочетается с народной и лучшей современной музыкой.

Время не стоит на месте. Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая дома, в транспорте, всюду оказывает сильное влияние на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка. Старшие дошкольники поют караоке, с огромным удовольствием танцуют, подражая эстрадным звездам. Исполняя детские песни под фонограмму,  дети чувствуют себя более свободно, эмоционально раскрепощенными. Самое главное, что бы не использовалась низкопробная эстрадная музыка, воплощающая идеалы и вкусы не самых культурных взрослых.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает  музыкального, вокального или хорового образования. Наша задача шире, а потому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту!

О музыке и музыкальном воспитании в детском саду вам рассказала  музыкальный руководитель высшей категории  МБДОУ д/с №62 Кузнецова Наталья Петровна.