default-logo

Ореховый Спас

Спас Ореховый, Нерукотворный

Изобильного лета исход,

Пусть он станет для Вас благотворным,

Процветание Вам принесет!

В этот день старика и ребенка

Окружает сама доброта,

А в скорлупке ореховой, тонкой

Ждет рожденья и Ваша мечта!

 

 

 

Ореховый Спас:

В этот день наши предки собирали орехи и завершали сбор урожая в целом. Конечно, некоторые садовые культуры еще ждут своего часа, но большинство плодов к этому времени уже поспевают. Это очень важный день, но не такой яркий, как предыдущие Спасы. На Руси 29 августа люди всегда предпочитали спокойно работать в поле, сажать озимые культуры и наслаждаться уходящим летним теплом. Нерукотворным этот Спас называют потому, что помимо традиционного народного смысла у праздника есть и церковный. В этот день службы в храмах посвящены очень важному событию — переносу Нерукотворного Образа Христа. Это полотенце, на котором остался отпечаток лика Господа. Почему Ореховый Спас называют Третьим, Хлебным, Холщовым, Холодным, Осенним? Спасы или Спасовки — это народные торжества, завершающие лето. Они связаны с церковными праздниками, посвященными Христу, отсюда и их общее название: «Спас» — от слова «Спаситель». Всего в августе принято отмечать три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Таким образом Ореховый Спас отказывается в этой тройке последним — его отмечают 29 августа. За что он и носит название Третий. Но есть и другие наименования этого замечательного народного праздника. История праздника В православной народной традиции существует три Спаса — Медовый Спас (14-е августа: день изнесения Животворящего креста Господня), Яблочный Спас (19-е августа: Преображение Господа Иисуса Христа) и Ореховый Спас (29-е августа: перенесение нерукотворного образа Спасителя в Константинополь). Эти именования трех Спасов закрепились более в народном сознании и явились следствием христианизации языческой Руси, когда на смену языческих обычаев пришло новое мировоззрение, повлекшее за собой и новую православную культуру. Ореховый Спас именуется так потому, что в этот день 29-го августа принято освящать в православных храмах орехи. До принятия Русью христианства конец лета включал в себя праздники по сбору различных урожаев, в том числе и орехов. То, что было даровано человеку землей вполне могло использоваться в качестве различных ритуалов. С пришествием на Русь христианства, человек не оставил практики по сбору различного урожая, а за дары природы необходимо было воздать хвалу Богу. Так появилась практика освящения различных продуктов, будь то мед, овощи и фрукты или орехи на праздники Спасов. Это является символом благодарности человека Богу за его дары. На ореховый Спас на Руси было принято утром посетить богослужение, на котором освящают орехи. Далее готовили угощение для родных, близких и неимущих. Пекли пироги, хлеб, использовали орехи для угощенья.

Ореховый Спас: народные традиции

Такой древний праздник не может не иметь своих традиций. В этот день обязательно следует сходить в храм и прочесть молитву за важные для верующего вещи. Православные христиане приносили с собой орехи, воду, фрукты и хлеб для освящения.Обязательно нужно съесть хоть один орех в этот день. По его вкусу определяли последующий год: сладкий – к удаче и везению, горький – к неприятностям и испытаниям. Освященным хлебом угощали не только всех членов семьи, но и бедняков. А из продуктов, которые принесли из церкви, готовили праздничный обед. Хозяйки выпекали разнообразные пироги и штрудели с яблоками и орехами. В салаты также добавляли орехи, ставили их и посреди стола, как главное блюдо. На десерт подавали варенья и желе из орехов.
В этот период старались запастись орехами для лечебных целей. Их замачивали, растирали и использовали в своих целях на протяжении года. Мазью лечили больные суставы, молочком – язву желудка. Мужчина каждый день лакомились смесью меда и орехов, чтобы «мужская сила» не увядала и не подводила. Орехами лечили гемофильные болезни, болезни органов дыхательной и пищеварительной системы. Использовали их и при кожных болезнях, а также для лечения органов зрения. Ореховые веточки использовали в изготовлении разнообразных оберегов, которыми украшали жилище, а также дарили родственникам и близким. Изготовленный из них крест размещали прямо над дверью, считалось, что это защитит дом от злых духов.
Считалось, что купленный на ярмарке в этот день холст или картина будут приносить удачу. Такая традиция является отголоском времен исцеления Авгаря.
Женщины, у которых был малыш или вот-вот должен был появиться, шили ему обновку и обязательно освящали в церкви в день Орехового Спаса. Такому ребенку удача будет сопутствовать всегда. Также обязательно кормили хлебными крошками перелетных птиц. Считалось, что в этот день ведьмы заготавливали для себя ореховые ветки, поэтому девушки старались держаться подальше от орешников, чтоб на них не подумали ничего плохого. Существовал обычай загадывать желание в этот день, а чтобы узнать сбудется оно или нет, нужно было лишь раскусить орех и посмотреть на ядро. Если оно крупное, не посохшее, тогда желание сбудется полностью, а если трухлявое – то не стоит рассчитывать на чудо.
Изготавливали в этот день и банные веники из ореха. Они помогали избавиться не только от разнообразных болезней, но и от сглаза, нужно было только попариться с ним в баньке.
l

By :
Comments : 0
About the Author